Форум » Споры и общение на тему религий » Собственно, об средневековой инквизиции... » Ответить

Собственно, об средневековой инквизиции...

Ariozo: Инфы про средневековую инквизицию в сети хватает. Отставив в сторону как мифы о кровожадности оной, так и некоторые, не менее предвзятые попытки оправдания, выкладываю наиболее обьективную, на мой взгляд, статью, которая на данный момент имеется в интернете. Существуют ли ведьмы, ведовство, шабаши, сговор с дьяволом и прочие подобные явления? Очевидно, что ответ на этот вопрос проистекает из духовного опыта человека. Либо Вы знаете, что Бог существует объективно, либо Вы этого не знаете. В последнем случае Вы, атеист. Для верующего человека нет дилеммы : существуют ли объективно Добро и Зло, а значит и их проводники в нашем мире ? Верующий отвечает на этот вопрос положительно и знает, что ведьмы и бесы столь же материальны , как и монитор, на экране которого Вы читаете эти строки. Чтобы увидеть сколь ужасны бесноватые люди настоятельно рекомендую Вам , посмотреть видеозаписи отчитки одержимых монахами Печерского монастыря. Еще лучше съездить туда самому и увидеть это потрясающее и пугающее зрелище своими глазами . Вам, полагаю, это будет не только интересно, но еще и весьма душеполезно. Процедура, аналогичная православному отчитыванию, существует и в католичестве ; называется она "экзорцизм", а осуществляющий ее священник - "экзорцист" . Вам, как атеисту, м. б. известен одноименный фильм, посвященный как раз - таки затронутой нами теме. Отчитка и экзорцизм - весьма опасные манипуляции , поскольку во время их проведения священники вступают в непосредственное противоборство с бесовскими ипостасями. Очень немногие священники решаются на подобное. Насколько мне известно, во Франции в настоящее время проживают всего три ( ! ) экзорциста. В России таких священников и старцев также очень мало. На нашем сайте есть раздел "Архив" , в котором приведен очерк "Секты - убийцы" . В нем наглядно продемонстрировано, что в нынешнее время ряды одержимых бесовством умножилимь необыкновенно. Такого рода секты - это как раз объект инквизиционного расследования, если бы таковое было возможно в наше время. С точки зрения христианства аболютное большинство серийных и массовых убийц - бесноватые . Причиняли ли ведьмы обьективный вред своими магическими или условно-магичесикми манипуляциями? Следует понимать, что в аресенале средневековых ведьм, алхимиков и прочих чародеев находили самое широкое распространение весьма опасные химические средства и соединения. Да, там были экзотические препараты , типа "желудка шестинедельного барашка, истолченного в порошок", но были и вполне серьезные яды , способные украсить аптечку серьезного отравителя : экстракты белладонны, красавки, болиголова, минеральные яды мышъяк и сурьма и т. п. Ведьмы готовили все - от приворотных и остудных зелий, до лекарств и медленных ядов. Не следует недооценивать эффективность их методов. В эпоху средневековья , когда не существовало точных способов диагностики отравлений такого рода специалисты были, вне всякого сомнения , весьма востребованы . Нет никаких оснований сомневаться в том, что ведьмы занимались исключительно опасной для общества деятельностью, а значит, их преследование было объективно оправдавно . Маленький пример : в 1929 г. в Венгрии разразился поразительный скандал ; в результате банального на первый взгляд расследования случая утопления полиция вышла на группу "белых колдуний" из двух деревень - Нагрев и Тисакурт . К пожилым вдовам ( их фамилии Олах , Фазекаш , Липка ) обращались деревенские женщины с разного рода просьбами интимного свойства - в основном колдуний просили изготовить приворотно - отворотные зелья . В результате деятельности "белых колдуний" погибли более 60 мужчин ; колдуньи широко использовали в своих препаратах мышьяк . По своей фабуле события 1929 г. - сугубо колдовской процесс ( как в Средние века), с той лишь поправкой , что на чистую воду преступниц вывели не следователи инквизиции , а патологоанатомы , химики - аналитики , полицейские и прокуроры. Быть может , на нашем сайте будет размещен обстоятельный очерк о расследовании преступлений "белых колдуний"

Ответов - 7

Ariozo: Имеет ли оправдание практика применения пыток при инквизиционном расследовании? Нельзя отрицать, что Средневековье отличалось известной простотой нравов : благородные графья и маркизы гоняли вшей под париками специальными вилочками из слоновой кости, рыгали под столом, мочились в специально устроенные под обеденными столами металлические желоба не прерывая трапезы ... Пытки применялись в те времена повсеместно ; всякий уважающий себя сюзерен имел в собственном замке тюрьму и палача. Оценивая деятельность инквизиционных трибуналов следует помнить , что они действовали в окружении большого количества законспирированных врагов, притом отнюдь не мифических . История знает несколько случаев предельно циничных убийств высших должностных лиц католической Церкви, которые были совершены людьми, обманувшими бдительность инквизиции, т. е. Побывавшими под следствием , но благополучно избежавшими разоблачения ( граф Раймонд Тулузский казнил папского нунция, Видаль де Уранзо организовал убийство Великого инквизитора Испании Пьера Арбуэса и т. п.). Противники инквизиции обращались к самым изощренным методам противодействия. История такой борьбы знает и политические интриги, и прямые угрозы, и шантаж, и подкуп ... Торквемада имел охрану в 300 человек; это были отнюдь не шуты, виночерпии или наложницы - это были телохранители в собственном значении этого слова. Полагаете, Торквемада страдал паранойей? Если Вы думаете, что он похож на ту пуганую ворону, что боится куста, то я назову Ваш взгляд на историю не упрощенным даже, а просто примитивным. Действуя в окружении многочисленных и весьма изощренных врагов, преодолевая интриги светской власти (зачастую весьма нелояльно настроенной), распологая информацией о большом количестве вполне реальных преступлений против Церкви, Инквизиция имела моральное право действовать согласно представлениям о целесообразности, свойственным своему времени. Нравы эпохи предписывали пытать врагов, Инквизиция пытала. Не надо думать , что ее враги были безобидными агнцами. Англикане пытали католиков куда беспощаднее. Последний тезис не хочу многословно обосновывать (поскольку он выходит за рамки обсуждения), просто отсылаю заинтересовавшихся к литературе об эпохе Генриха Восьмого и "тюдоровского столетия" . Время ужасных пыток... Да , это было время ужасных пыток . Существовали "пауки" , "груши" , "английские дыбы" , "испанские сапоги" . Посмотрите наш "Фотоархив" и почитайте "Любопытную статистику из истории смертных казней ..." - там все это есть . Осталось только выяснить : при чем тут инквизиция ? На всех тех гравюрах , где изображаются изощренные пытки можно видеть людей в цивильной одежде. Это не монахи - доминиканцы , это члены майоратных (иначе, светских ) судов. Это как раз они судили как хотели, чинили произвол, потому что замыкались на своего территориального сюзерена (графа, герцога). Эти суды не имели никакого отношения к инквизиционному Трибуналу. Вы можете процитировать на нашем "Форуме" "Молот ведьм" хоть от начала до конца, но нигде в этой книге Вы не найдете отказа от краеугольных принципов инквизиционного процесса : 1) права обвиняемого отводить свидетеля , 2) предоставление адвоката (правда, он действовал иначе , чем нынешние адвокаты, но в светских судах того времени адвокатов не было вовсе ) 3 ) коллегиальное (совместно с епископом ) назначение пытки. Епископ, кстати, мог воспротивиться ходатайству Трибунала о назначении пытки. Он не подчинялся инквизиции , его независимость была гарантом объективности контроля следствия. Из истории известны случаи, когда инквизиция нарушала это условие и не проводила необходимого согласования. Соглашусь, это темное пятно на истории инквизиции . Но известны и другие случаи , когда вмешательство епископата существенно тормозило все следственное производство.

Ariozo: Чем же страшна инквизиция? Мне кажется, настоящая трагедия инквизиции совсем не в пытках и не в кострах из еретических книг, а совсем в другом. Этот институт вобрал в себя людей , по своим нравстенным качествам стоявших много выше современного им общества . Обеты безбрачия, бедности, миссионерская деятельность требовали от членов католических монашеских орденов настоящего подвижничества . Используя термин Гумилева можно сказать , что самая пассионарная часть общества реализовывала себя через католические институты (как правило , духовную карьеру выбирали младшие члены дворянских фамилий). Колоссальная созидательная энергия этих людей , по сути приносилась в жерву примату папской непогрешимости ; служение Богу было подменено служению лично Папе Римскому. Именно внутренняя фальш католицизма пробудила Реформацию . И огромное число лично честных и глубоко верующих католиков оказались жертвами своей преданности ватиканскому Предстоятелю. В этой коллизии , мне кажется , и скрыта главная драма инквизиции. Ее очень тонко выразил Ф. М. Достоевский в "сне Раскольникова" . Помните , с кем и о чем разговаривал Великий Инквизитор ? Другими словами, не в том беда, что инквизиция, якобы, действовала негодными средствами. Средства - то, как раз , вполне соответствовали духу времени ; во всяком случае их можно считать разумными, а применение - упорядоченным . Беда в том , что цель была негодной. Святой Трибунал преследовал колдунов, а при дворах некоторых римских пап процветали алхимики и астрологи ; инквизиторы приносили обет нестяжания - а все золото мира текло в Ватикан . И даже чудовищную в нравственном отношении торговлю индульгенциями инквизиция была вынуждена защищать , т. к. велась она с санкции Папы Римского . Вот он - порок системы ! Драма , длиною в столетия . Она лежит в нравственно - этической плоскости, а отнюдь не в том, что инквизиторы кого - то там насиловали, деньги - отнимали, имущество - присваивали. Чушь это - россказни про такого рода случаи ! Не следует путать инквизиторов с бандитами - это были люди совсем из другого теста . Что, собственно, хочу я об этом всём сказать... Подлинная история сильно отличается от того , что нам рассказывают о ней официально признанные ученые светила . Абсолютное большинство всех этих светил ангажировано и сковано определенным "каноном". "Канон" нашего времени - политкорректность ; в годы холодной войны это была идеологическая борьба двух систем и прочая чушь . Историки знают правду, но предпочитают ее не разглашать. История полна разного рода химер : холокост (который был совсем не таким, как об этом взялись толковать авторы современной еврейской истории), сталинские репрессии, великие преобразования Петра Первого и пр. Одной из таких химер , идеологическим штампом, является тезис : инквизиция - оплот тьмы. Прежде всего, над этим немало потрудились протестанты, являющиеся и поныне закоренелыми врагами католицизма. На совести протестантских проповедников и законоучителей чудовищные преступления против человечности, такие, перед которыми бледнеют все огрехи инквизиции. Самое массовое в мировой истории сожжение живых людей совершили отнюдь не католики, а именно протестанты : произошло это в 1589 г. в немецком г. Кведлинбург, Саксония. Тогда были сожжены 133 человека. Сожженных могло бы быть больше, но в последнюю минуту палач упросил судей даровать жизнь трем молоденьким "ведьмам". Как тут не вспомнить Монтеня : "Сожжение несогласного с тобой живого человека слишком большая плата за собственную гордыню". Впрочем, как видно из нашего исторического экскурса, протестанты так не считали. Протестанты, сами немало пострадавшие от преследований инквизиции, создавали суды, во многом аналогичные "Службе святого следствия", с той лишь только разницей, что действовали они куда своевольнее и вульгарнее. Имеет смысл напомнить об истории замечательного "консисториума", учрежденного в Женеве Кальвином и о том произволе, с каким судил своих врагов этот прославившийся еретик. В 1547 г. консисториум отправил в костер Жана Гюйе, а в 1553 г. Кальвин лично добился сожжения заживо испанца Михаила Серведе. Последний был известен своими антикатолическими памфлетами, после издания которых он был вынужден покинуть родину, опасаясь преследования "Службы святого следствия". Многие швейцарские протестанты заступались за Серведе перед Кальвином, но великий законоучитель продемонстрировал воистину протестантскую твердость духа ! Оказалось, что братья-единомышленники страшнее инквизиции, только романтичный идеалист Серведе это понял слишком поздно. Можно привести и другие фантасмогорические истории. Чего только стоит, например, расправа лютеран над саксонским канцлером Крелем, своим единомышленником, имевшая место в 1586 г. ! Протестантские историки очень не любят вспоминать и о том большом вкладе, который внесли их теологи в общеевропейскую "охоту на ведьм". Имеет смысл напомнить о немалых заслугах в этом деле знаменитого в свое время юриста-демонолога Бенедикта Карпцова ( 1595-1666 гг. ). По подсчетам его восторженных учеников профессор многих германских университетов отправил на костер около 20 тыс. человек, обвиненных при его участии в сношениях с нечистой силой ! Глубокомысленная книга этого протестантского юриста под нейтральным названием "Об уголовных законах", посвященная науке разоблачения ведьм и колдунов, только за первые 90 лет с момента первого издания ( т. е. с 1631 г.) была издана бОльшим тиражем, чем "Молот ведьм" за все предшествующие столетия ! Однако, мы здесь мы наблюдаем удивительный парадокс : "Молот ведьм" ныне широко известен, выложен на всех языках в интернете, цитируется врагами католицизма к месту и не к месту, а вот юридические изыски Бенедикта Карпцова замалчиваются. Странная, весьма избирательная скромность присуща протестантским врагам Ватикана и инквизиции, не правда ли ? Протестантские писатели очень сильно исказили и прямо извратили историю инквизиции. Писатели атеистической закваски в этом их полностью поддержали ; учитель, так сказать, нашел благодарного ученика. Как формировался миф о "зверствах инквизиции" хорошо можно понять на примере 3-томного исследования Этьена Леона де Ламот-Ланьона "История инквизиции во Франции", изданного в 1829 г. Автор более чем 1000-страничного опуса проникновенно рассказал о том, что в середине 14-го столетия в Тулузе и Каркассоне было проведено более 1 тыс. процессов над ведьмами и более 600 из них окончились вынесением смертных приговоров. Пугающая статистика де Ламот-Ланьона была неоднократно повторена и растиражирована прогрессивными писателями. Их мало интересовало то обстоятельство, что в середине 14-го столетия инквизиция Тулузы не выносила упомянутых приговоров. Некоторые события, о которых упоминал де Ламот-Ланьон, имели место в реальности, но автор произвольно их сдвинул почти на 1,5 столетия ! Эта книга вошла в историю как одна из самых беспардонных мистификаций, воистину достойная пера Геббельса. Именно такими приемами формировался пугающий образ инквизиции. Помимо этого, большое значение имела и недостаточная информированность современников, не имевших возможности попасть в архивы и ознакомиться с подлинным делопроизводством по тем или иным расследованиям. Этот тезис прекрасно иллюстрируется примером историка Реджинальда Скотта, который в 1582 г. написал, что по делу "сент-осайдских ведьм" были казнены 17 или 18 женщин. Вплоть до 20 века эта цифра безоговорочно принималась на веру. Однако, когда были подняты подлинные материалы этого расследования выяснилось, что на самом деле были повешены только 2 колдуньи. Советские историки-атеисты, с присущей красному агитпропу беспардонностью, развили тезис о "зверствах инквизиции" и "палачах в сутанах" просто-таки до параноидальных масштабов. Ярким образчиком отечественных "разоблачителей" является И. Р. Григулевич, без цитирования писаний которого не обходится почти ни одно обсуждение истории инквизиции в русскоязычной части интернета. Замечательный чекист-нелегал, действовавший более двух десятилетий под псевдонимом "Макс", Григулевич внес немалую лепту в раздувание пожара мировой революции. Он участвовал в операциях НКВД по ликвидации Л. Троцкого в Мексике, А. Нина в Испании, был инициатором операции по уничтожению И. Броз Тито в послевоенные годы ( теракт не был осуществлен ).... Вряд ли стоит особо подчеркивать, что Григулевич не только не имел исторического образования, но и вообще не закончил школы. Можно привести громадное количество ляпов, допущенных им на страницах собственных книг ( чего только стоит упоминание о якобы содранной инквизиторами с живота Великого магистра тамплиеров Ж. де Молэ коже ; на самом деле главу тамплиеров, как и его помощников, вообще не пытали ! ). Но тратить время на перечисление и опровержение "перлов" И. Р. Григулевича по меньшей мере непродуктивно, а кроме того, просто неинтересно. Пусть прах великого писателя-мифотворца и разведчика-нелегала в одном лице с миром покоится в стене Донского монастыря ! Созданная Ватиканом "Служба святого следствия" была ничуть не хуже, а во многом даже лучше своего грубого и строгого века. Во всяком случае история инквизиции являет примеры строгого и взыскательного контроля за деятельностью трибуналов со стороны ватиканских престолоблюстителей. На самой заре инквизиции один из ее создателей, Роберт Бугр ( также известный как "Болгарин" ), создававший инквизиционные трибуналы на севере Франции, был отстранен от дел и заключен в тюрьму, где в 1236 г. и скончался. Есть и другие, весьма красноречивые, примеры наказаний инквизиторов за неправомерные действия. Так, в 1573 г. инквизиционный трибунал Валенсии казнил некоего гомосексуалиста Луиса Лопеса. В принципе, сексуальные преступники и извращенцы не подлежали суду инквизиции, поскольку их деяния, хотя и осуждались церковью, не содержали признаков преступлений против веры. Инквизитор Матео Юэт, виновный в осуждении гомосексуалиста, сам попал под суд и был осужден к казни через повешение. Юэт подал аппеляцию на имя Папы Римского, доказывая, что хотя и действовал пристрастно, но все же вполне в духе постановлений Святейшего престола. Результат аппеляции оказался совсем не тем, на который рассчитывал инквизитор. По приказу папы Римского Великий инквизитор Испании провел новое рассмотрение дела Матео Юэта, в результате чего последний был осужден к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 18 февраля 1574 г. Кстати, один из излюбленных тезисов хулителей инквизиции заключается в том, что все в работе "службы святого следствия" было формальным : и адвокаты, дескать, никого не защищали, и аппеляции никто не рассматривал. Вот как раз пример предметного рассмотрения аппеляции. Как говорится, не в бровь, а в глаз... Нет никаких оснований изображать инквизиторов этакими извергами рода человеческого, разе что кровь своих жертв не пившими сырой. На самом деле в инквизиционных трибуналах доминиканские монахи демонстрировали достаточно вдумчивый и взвешенный подход к показаниям обвиняемых и свидетелей. Процедура опроса и проверки прикосновенных к делу лиц, хотя и казалась весьма бюрократичной для своего времени, позволяла вскрывать оговоры невинных лиц и снижать угрозу неправомерных осуждений. Весьма показательна в этом отношении история Фернандо дель Кастильо, профессора богословия университета в Гранаде, доминиканского монаха, оклеветанного тремя еретиками-протестантами. Кастильо попал под инквизиционное расследование, одно время содержался под стражей, но пытке не подвергался и в конце-концов очистился от всех подозрений в свой адрес. Он был освобожден, прожил после этого долгую жизнь и даже стал духовником испанского короля Филиппа Второго. Скончался Фернандо дель Кастильо 29 марта 1593 г. http://www.ufolog.ru/forum/messages.aspx?topic_id=782&mes_id=-1

Артемильен: Я считаю, что инквизицию зделали исключительно по причене наведения порядка. Если бы не было инквизиции и крестовых походов, то представьте, что бы творилось в средневековой Европе.


Ariozo: " Такой вещью, как "тайна следствия", и самим принципом защиты свидетелей мы обязаны именно инквизиции + право на адвоката, + бесплатный адвокат, предоставляемый за счет заведения, если клиент беден. В светских судах до этого дошли, кажется, уже в эпоху Просвещения. И известны случаи, когда уголовные преступники сказывались еретиками, лишь бы удрать из гражданской тюрьмы в пресловутые "страшные застенки". Наиболее яркий случай - Томмазо Кампанелла. Попал в королевскую тюрьму по делу о заговоре против короны (был одним из организатороы подготовки восстания противиспанцев в Калабрии). Поскольку дело было крайне серьезное, а доказуха твердая, инквизиторы получили тайную вказивку: пытать сукина сына, разоблачить и вернуть в руки светских властей. Хитрость в том, что по светскому законодательству можно было пытать сколько влезет, а по инквизиционному - не больше сорока часов кряду (гуманизм, ять!), не повторяя пытку дважды. Кампанелла знал, что делал. В светской тюрьме раскололись все участники заговора - и были казнены, в силу серьезности преступления, очень болезненно. Кампанелла выдержал все и дожил до преклонных лет." http://www.livejournal.ru/themes/id/11339

violator: спасибо за информацию

Артемильен: Ariozo пишет: Такой вещью, как "тайна следствия", и самим принципом защиты свидетелей мы обязаны именно инквизиции Или римлянам.......

Людожэр-Обориген: «Черная легенда» об Испании в русской культуре. Пограничные культуры между Востоком и Западом (Россия и Испания). Сост. В.Е. Багно. СПб., 2001, с. 252-257. Образ Испании в русской культуре включал в себя не только экзотику южной природы, где «ночь лимоном и лавром пахнет», красоту испанских женщин, неистовое напряжение «балконно-кинжальных» любовных страстей, но воспринимался также сквозь призму «черной легенды». Некогда для многих в России Испания олицетворяла страну «суеверия, деспотизма и религиозного гнета», в которой царила зловещая и таинственная инквизиция, страну, где во славу Божию горели костры и «В великолепных автодафе / Сжигали злых еретиков» 1. Любопытно, что этот образ, начало которому положила в конце XVI в. «черная легенда» о Филиппе II, созданная его личным секретарем, а затем смертельным врагом Антонио Пересом, и которую впоследствии развили французы, англичане и голландцы, закрепился и в русской культуре. Интересно, что раньше, чем в западноевропейской культуре сформировалась «черная легенда» об Испании, на Русь уже проникали сведения об испанской инквизиции. Эти известия, вероятно, вообще были первыми данными в Московии об этой далекой экзотической стране. «Сказывал посол цесарев... про шпанского короля, а имени ему не помнит, тот король очистил свою землю от ересей жидовских...»— писал новгородский архиепископ Геннадий Гонзов московскому митрополиту Зосиме, пересказывая ему «Речи» посла императора Максимилиана I — Георгия Делятора (della Torre) 2. Посол, проезжавший через Новгород летом-осенью 1480 г., сообщил архиепископу о борьбе Фердинанда Католика с ересями 3. В послании Геннадий выразил свое восхищение подобной деятельностью испанского короля, «что на лихих крепко стоит» 4. Высокая оценка инквизиционной практики Фердинанда Католика новгородским архиепископом может быть понята в связи с его собственной борьбой с ересью жидовствующих, незадолго перед тем обнаруженной им, и надеждой Геннадия на то, что опыт «шпанского короля» может оказать влияние на антицерковную политику Ивана III . В рассказе Геннадия, известном под названием «Речей посла цесарева», усматривается несколько аналогий между испанским и русским «жидовством», объясняющих обостренный интерес Геннадия к институту инквизиции. Как следует из «Речей», испанская инквизиция возникла на почве борьбы со скрытым иудаизмом новообращенных в христианство евреев, так называемых «marranos», — аналогия эта была воспринята Геннадием тем охотнее, что он сам обвинял жидовствующих в ложном христианстве 6. Возможно, что в своих расправах с еретиками новгородский архиепископ вдохновлялся примером «шпанского короля»: устраивал в Новгороде «позорные вождения по улицам» осужденных жидовствующих, посаженных на лошадей, лицом к хвосту, в вывороченном платье, в берестяных остроконечных шлемах с мочальными кистями, «в каких изображаются бесы», в венцах из сена и соломы, с надписью «Се есть сатанино воинство!». В таком наряде их возили по улицам новгородским, встречающиеся плевали им в глаза и кричали: «Вот враги Божий, хулители Христа!» В заключение на еретиках зажигали шлемы 7. Единомышленник Геннадия, главный представитель «казнящего направления», знаменитый Иосиф Волоцкий в Москве достиг большего: запылали не одни шлемы, но и сами еретики. «Дьяка Волка Курицына, Ивана Максимова, Дмитрия Коноплева, какого-то Митю Пустоселова сожгли в клетках. Некраса Рукавова, по отрезании языка, отослали в Новгород и там сожгли вместе с архимандритом Юрьевским Касьяном, братом Касьяна Иванкою Самочерным и многими другими» 8. Однако «...зрелище горящих еретиков не обратилось на Руси в постоянное. Ни Геннадию, ни Иосифу не удалось стать учредителями инквизиции»9. До какой степени странными представлялись их действия, видно из вопроса великого князя Ивана Васильевича Иосифу Волоцкому: «Как писано, нет ли греха еретиков казнить?»10 А между тем известно, что Иван III был весьма крутого нрава. В самом же «Иосифо-Геннадьевском инквизитствовании» было существенное отличие от Запада. Там светские власти доносили о преступниках Церкви, а она уже сама расправлялась с ними. У нас же, по выражению Карамзина, еретиков судили по «градскому закону»11. Возможно, все инквизиционные оттенки в действиях и писаниях Геннадия можно объяснить влиянием доминиканского ордена, известного своими преследованиями еретиков 12. Поселения доминиканцев существовали в Новгороде в конце XV — начале XVI в. Однако, это католическое влияние не могло быть длительным. Религиозная жизнь Московского государства направлялась византийской традицией и не могла регулироваться западной Церковью.13 Как эхо западных веяний можно рассматривать и учреждение института инквизиторов Петром I в 1721 г.14 Во главе инквизиторского приказа первоначально состояли два протоинквизитора — петербургский и московский, затем — один московский. По епархиям учреждались провинциал-инквизиторы. Они должны были выведывать и доносить, хорошо ли исполняют архиереи свои обязанности, не мздоимствуют ли они, доносить о преступлениях, наблюдать за раскольниками. Им поручалось также следить, не появляются ли новые «расколоучители», а также люди, «сказующие видения или слышания чувственные или сонные», которых следовало под караулом отсылать в Синод. Право суда им дано не было, им приказывалось «допросов у себя никому ни в чем не чинить, и никого к тому не привлекать и не принуждать, и ничем не озлоблять, а именно не ковать, не арестовывать, не бить...»15 Таким образом, Петр I вовсе не думал насаждать в России инквизицию по образу католической и только пользовался ее терминологией, занимаясь упорядочением церковных дел. В 1727 г. Св. Синод всех инквизиторов от должностей отрешил. С этого времени институт инквизиции в России не возобновлялся 16. Реальная инквизиция не была допущена на российскую землю. Однако образ испанской инквизиции как составная часть «черной легенды» об Испании проник и укоренился в пространстве русской культуры. В первую треть XVIII в. сведения о далекой Испании в Россию поступали из переводных иностранных источников, были весьма неполными и отражали образ, сложившийся в западноевропейской культуре, прежде всего протестантской, который носил антииспанский характер. Прославленный учебник по географии конца XVII- начала XVIII в. Иоганна Гюбнера (Гибнера), переведенный с немецкого и изданный в Москве в 1719г., помимо сведений общего характера включал и любопытные данные об инквизиции — жестоком кровавом суде, «который еретиков не терпит»17 Гюбнер писал: «Незадолго перед реформациею и духовный суд, по гишпански инквизицион называется, от Фердинанда Католика в Ишпании зачался, от которого щастливо или болше нещастливо препона учинилась, что свет евангельския истины никогда в Гишпании просиять не мог» 18. Подобную точку зрения разделял и Самуил Пуфендорф во «Введении в историю знатнейших европейских государств с примечаниями и политическими рассуждениями». Описывая историю Нидерландов, он касается и вопроса учреждения там испанской инквизиции: «Сия инквизиция действительно почесться может за страшное дело; по силе оной каждого жизнь, имение и честь подвержены власти немилосердаго духовенства, которое в бесчеловечной строгости ищет особливой славы и из малого подозрения или ложного доносу со всем нечаянным образам лишает жизни, не показав при том ни преступление, ни донощиков, а и в таком случае предает смерти, когда кто окажется невиновен» 19. Даже в «Детском атласе, или Новом удобном и доказательном способе к учению Географии...» упоминается инквизиция. На вопрос «Какая есть вера в Гишпании?» Приводится следующий ответ: «Католико-Римская есть одна там терпима. Инквизиция там также очень строгая. Она была учреждена в 1478 г. Королем Фердинандом Католиком для суда 4 вин, т. е. о многоженстве, о ереси, о колдунстве и о грехе Содомском!»20 http://ec-dejavu.ru/i/Inquisition.html



полная версия страницы